В течение 2009-10 учебного года на базе Центра Интернет-образования ГОУ РК «ИПКРО» проходили практические занятия учащихся 4Б класса МОУ «Лицей № 13» г.Петрозаводска по информатике и ИКТ. Целью проведения занятий была апробация технологического компонента пропедевтического курса информатики в начальной школе по учебно-методическому комплекту А.В.Горячева.
Учебно-методический комплект А.В.Горячева широко используется в школах Республики Карелия. Он состоит из общеобразовательного и технологического компонента. Общеобразовательный компонент хорошо знаком учителям, его не первый год преподают в школах. Преподавание технологического компонента в некоторых школах затруднено в следствии большой загруженности компьютерного класса средним и старшим звеном, малого количества часов, выделенных на информатику, а иногда – недостаточной компетентности учителя. Поэтому полезно и интересно было приобрести и обобщить опыт преподавания практической части курса.
В рамках общеобразовательной программы «Школа 2100» изучение раздела «Информационные технологии» предусмотрено на уроках предмета «Технологии» и направлено на овладение навыками и умениями работы на компьютере, на получение опыта практической деятельности по созданию информационных объектов. Деятельностный подход, реализуемый в данном УМК, способствует достижению поставленных целей и соответствует современным требованиям к обучению, отражённым в принятом стандарте второго поколения для начальной школы.
Внутренняя структура курса допускает модульную организацию, которая позволяет варьировать количество отведённых часов и состав модулей. Кроме того, учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. Это даёт учителю свободу для выбора инструментальных средств.
Мною был выбран следующий набор учебных модулей:
1 Знакомство с компьютером 5 час.
2 Создание текстов 4 час.
3 Поиск информации 1 час.
4 Создание электронных публикаций 4 час.
Изучение каждого модуля предполагает выполнение небольших проектных заданий. Используемый метод проектов стимулирует рост познавательного интереса и рост активности учащихся. На занятиях с четвероклассниками мы работали над проектом «Профессии наших родителей». Проект этот долговременный, рассчитанный на все 14 занятий, является интегрированным с предметом «Окружающий мир».
Этапы проекта были следующие:
* Интервью с родителями.
* Мини-сочинение «Профессия моего папы» или «Профессия моей мамы».
* Оформление текста сочинения в программе MS Word.
* Поиск справочной информации и картинок о профессии в Интернет.
* Оформление своего проекта в презентации MS PowerPoint.
* Защита своего проекта
Изучая модуль «Создание текстов», ребята создали и оформили текстовый документ в программе MS Word – мини-сочинение о профессии своих родителей. В модуле «Поиск информации» учащиеся искали информацию о выбранной профессии в сети Интернет и сохраняли найденный текст и картинки на жёсткий диск компьютера. В модуле «Создание электронной публикации» четвероклассники научились создавать простейшие компьютерные презентации. Каждый из них создал презентацию о выбранной профессии и о своих родителях.
Изучая новый материал и приобретая новые умения и навыки в рамках модуля, ребята параллельно работали над своими проектами и закрепляли полученные навыки и умения на практике.
Проект «Профессии наших родителей» - личностно-ориентированный. Дети с радостью и гордостью писали и рассказывали о своих родителях. На последнем занятии состоялась защита проектов. Ребята с интересом слушали друг друга, показывали презентации, задавали вопросы своим одноклассникам и отвечали на них. Это и понятно, поскольку дети работали с лично значимой для них информацией. Во время работы над проектом ребята делали попытки критически оценить информацию, выделить её позитивные и негативные стороны. Наблюдался рост личной ответственности каждого ребёнка при подготовке презентации и выступления, поскольку каждый понимал, что именно от его слов, его рассказа зависит объективность информации, которую получат его одноклассники. Именно личностный аспект повысил мотивацию работы над проектом и в очередной раз подтвердил огромное значение информации как стратегического ресурса развития личности.