Суббота
18.05.2024
12:08
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Архив записей
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Календарь
    «  Июнь 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » 2010 » Июнь » 21 » Что должно править человеком при выборе учебника?
    12:32
    Что должно править человеком при выборе учебника?
    21.06.2010

       Образованность людей является одной из основных показателей развития общества определенного государства. В век научно-технического прогресса особое внимание уделяется образованию на всех уровнях. В нашей стране модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики. Ключевыми моментами которой, является наличие качественного образования, его доступность, развитие системы контроля за качеством, чтобы качество не снижалось, а его доступность увеличивалась.

        Школа является одним звеном образования в целом. От успешности обучения в школе зависит успешность развития личности в целом как одной из составляющих жизненного пространства человека. Учителя призваны научить жить молодое поколение общества через средства обучения, одним из которых является учебник. Школьный учебник (далее учебник) может являться как сводом некоторых правил, так и книгой, по которой мы изучаем опыт других людей, на пути самосовершенствования. Через темы, излагаемые в учебниках, формируется мировоззрение человека.
     
         В настоящее время, учителю предоставляется возможность выбора учебника или нескольких учебников как средств обучения. Учитель, выбирая нужный учебник для работы, может руководствоваться как перечнем рекомендованных учебников, так и перечнем допущенных, своим опытом работы, а также прислушиваться к мнению родителей и учеников. Во всех этих случаях основной задачей учителя является обучение предмету.
    Абстрагируемся и рассмотрим свободу выбора учебника со всех сторон-участников образовательного процесса. Министерство предоставляет перечень учебников по каждой из образовательных областей и оставляет право выбора за образовательным учреждением и учителем. Родители как основные заказчики образовательных услуг выбирают  школу и учителя, а вместе с тем и возможность участия в выборе учебников, по которым будут учить их детей. Дети, основные участники обучения также могут выбрать учебник. Возникает вопрос: Что должно править человеком при выборе учебника?

         Попробуем ответить на этот вопрос на примере «абстрактной» школы.
        Возьмем среднюю общеобразовательную школу. Из нее выберем произвольный класс с контингентом учащихся из семей, представляющих все слои общества, от социально незащищенных семей и до семей с очень высоким достатком. Знаем о равенстве всех учащихся перед учителем. В данной ситуации учитель может только воспользоваться тем, что есть в школьной библиотеке, для того чтобы не создавать возможности конфликта в классе из-за книги. Если же и полная обеспеченность класса учебниками из библиотеки школы отсутствует, то на последнем родительском собрании предыдущего учебного года возникает необходимость сообщения обоснованности покупки. В этом случае встает вопрос только о наличии достаточного количества экземпляров в магазинах населенного пункта, либо организован целенаправленный заказ на покупку определенной книги. Из этой схемы выпадает только первый класс. Одним из способов решения этого вопроса может служить жизненная интуиция ребенка. Учитель первого класса может доверить выбор комплекта учебников основному участнику, то есть будущему первокласснику.

         За общей открытостью, предоставлением различных возможностей самостоятельности каждому в обществе мы все забываем о возможных последствиях неразумного применения все той же самостоятельности. Частично забываем о способностях ребенка, практически забыли об ответственности людей. Первая книга – учебник для первоклассника во многом определяет его будущую жизнь. Поэтому по интуитивному мнению детей, выбравших комплект книг для обучения в первом классе можно определить и программу обучения, и класс сформировать, а учитель первого класса с опытом работы, уже сможет научить азам науки группу детей, ставшей коллективом единомышленников, а не набором детей, удовлетворяющих амбициям родителей. В случае отсутствия учительского опыта у человека с должностью учителя начальных классов, необходимо, на мой взгляд, руководствоваться принципом «не покалечить душу ребенка», доверенного родителями, а не рекламой «я – учитель, у меня все получится». Учитель начальных классов без опыта работы может проиграть ситуацию  «обучаемого без жизненного опыта и знаний» и поучиться по комплекту, выбранному детьми для приобретения начального опыта до входа в первый в учительской жизни класс.

        После теоретического рассмотрения возможностей выбора учебника, проанализируем ряд конкретных учебников по математике, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации, используемых при работе в школе с точки зрения практикующего учителя.

    Профильный уровень:

    Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С, Шварцбурд СИ. Алгебра и начала математического анализа для 10-х и для 11-х классов.
         Представлены основные элементы программы федерального компонента на профильном уровне. Изложение теоретического материала идет на высоком научном уровне, которое практически не усваивается учениками, обучающимися в профильных классах и имеющих достаточно хорошую базовую подготовку за неполную школу. Задачи по трудным темам практически отсутствуют для отработки навыка усвоения материала. Последовательность изложения от года к году обучения прослеживается незначительно, так как нет ссылок на материал предыдущих лет. Создается впечатление, что все участники работы с этим учебником обладают еще рядом книг, сопутствующим усвоению материала.

    Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия
        Учебник содержит теорию, хорошую подборку задач, развивает пространственное и логическое мышление, но является очень трудным в части решения задач учениками поколения 1997 и более поздних годов рождения.



    Базовый уровень:

    Башмаков М.И. Алгебра и начала математического анализа для 10 и 11 классов
        Изложение теории идет в виде бесед. Отсутствует научность, развивающая логическое мышление ученика. Присутствуют незначительные опечатки в определениях и формулировках, используемых фактов в последствии. К примеру, определение логарифма содержит описку, являющейся грубой ошибкой, которая не бросается в глаза не только новичкам, но и опытным учителям. Последствия этой описки - посторонние корни логарифмических уравнений, приводящие к грубым ошибкам в задачах повышенного уровня, встречающихся в задачах контрольных измерительных материалов.

    Колмогоров А.Н., Абрамов A.M., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов.
        Учебник представлен и теорией и практическими задачами, есть повторение, ссылки на параграфы этого учебника, но нет структурности изложения. Связность тем практически отсутствует, сложные темы рассматриваются вскользь. Создается впечатление, что учебник написан  коллективом авторов, не успевшим обсудить тонкости логической последовательности изложения, присутствует оторванность от неполной средней школы. Нет необходимого количества задач по каждой теме, легкие темы для усвоения содержат, как правило, только один тип задач, сложные темы представляются различными типами задач, что еще больше усугубляет восприимчивость материала учениками.

    Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа для 10-11 классов
        Учебник состоит из двух частей: учебника и задачника.  В учебнике представлен теоретический материал с высокой степенью научности, мало пригодный для объяснения новичками, использующих учебник не более 3 лет. Задачник изобилует как задачами, так и опечатками в них. Если в нем исправить все опечатки, несколько изменить последовательность задач, добавить задач по темам: показательная функция, логарифмы, то задачник становится практически единственным для работы в 10- 11 классах.



    Базовый и профильный уровень:

    Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия
        Учебник содержит много теоретического и практического материала, сопровождающегося иллюстрациями. Учебник формирует восприимчивость к пространственным фигурам и объектам, но содержит мало задач по темам «круглые тела» часто встречающиеся в вариантах единого государственного экзамена.

    Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. Геометрия
        Учебник состоит из двух частей. Теория представлена как структурированный блок каждой темы, который можно рассматривать как в дополнение к другому учебнику, так и самостоятельно. Эта часть достаточно проста в изложении без потери должной научности. Во второй части содержатся задачи различных уровней для всех учеников, обучающихся в классе.

        В данной статье автор не приводит анализ содержательной части всех учебников по математике из федерального перечня по причине отсутствия достаточного опыта работы с ними.

         Работа с различными учебниками лишь сформировала мнение: «Существует много авторских коллективов, работающих над созданием учебников, но не один не удовлетворяет элементарному требованию». От первого и до последнего класса, отражающего все основные понятия программы федерального компонента. За степенью научности и развивающего обучения авторы забывают о доступности изложения. Наблюдается отторжение от детской действительности. В этой ситуации учитель оказывается  между несколькими  огнями:
    • Отступить от требований программы усвоения предмета и не использовать учебник вовсе нельзя.
    • Выразить требование о покупке родителями нескольких учебников по одному предмету не этично.
    • Отсутствие учебников в библиотеке влияет на престиж школы.
    • Отсутствие необходимого количества задач не дает опыта отработки навыка ученику.
    Проанализировав 7 учебников можно рекомендовать коллегам–учителям следующее:

         1.    Прежде чем начать обучать детей 8-11 классов математике, используя какой-либо учебник, сделайте остаточный срез знаний по этой предметной области. Этот срез покажет и уровень обученности, и выявит проблемы учебника, по которому учились ученики. Возьмите основным учебник, имеющийся в наличии в школе, и на его основе сделайте учебник для учащихся конкретного класса.

         2.    При работе с детьми 5 – 7 классов учитель может сформировать прочный фундамент знаний учащихся по любому учебнику, обращая внимание на тонкие моменты на каждом уроке. При выборе нового учебника, обращайте внимание не на аннотацию к нему, а на страницы с текстами и задачами, руководствуясь требованиями к знаниям учащихся.

         3.    Каждый раз, выбирая учебник для класса, необходимо знать опыт работы учеников с учебником определенных авторов. На фундаменте этих знаний построится ответ на вопрос о смене или преемственности учебника.

         В настоящее время нужно сформировать принципиально новый учебник, если мы заботимся о будущем.

    Об авторе:
    Опыт работы - 17 лет в школах различных статусов с 10-11 классами, различных профилей и уровня подготовки учащихся, пришедших в класс из разных школ. При работе с учениками используется несколько учебников. Учебники  у детей, как правило, отсутствуют. У каждого обучающегося есть сборник задач для поступающих в вузы как задачник для домашних работ. Результаты обучения достаточно высокие:
    Результаты ЕГЭ
    2009 год     21-77 баллов (работа только в 11 классе) средний 43
    2007 год     36-98 баллов (работа в 10 - 11 классах) средний 70
    2005 год    51-90 баллов (работа в 10 - 11 классах) средний 73
    2003 год    28-84 баллов (работа в 10 - 11 классах) средний 65

    Никонова Оксана Валентиновна
    учитель математики
    высшей категории
    МОУ «СОШ № 100» г. Барнаула
    Просмотров: 1010 | Добавил: petrovaG | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]