Суббота
18.05.2024
19:56
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Архив записей
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Календарь
    «  Апрель 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » 2010 » Апрель » 19 » Как выбрать учебник, отвечающий всем современным требованиям?
    14:48
    Как выбрать учебник, отвечающий всем современным требованиям?
    19.04.2010

         В последние годы начались серьёзные изменения в начальной школе. Всё большее внимание уделяется приоритетной цели начального образования - развитию младшего школьника, становлению его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе. При этом основная задача учителя использовать такие методы и формы организации обучения, которые бы положительно влияли на развитие личности ребёнка, сохраняя его индивидуальность.

         Как же выбрать учебник, отвечающий всем современным требованиям?
       Самое главное - учебник должен соответствовать основному принципу обучения:  природосообразность, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
    Конечно же, любой учитель обратит внимание на логичность изложения материала, реализован ли научный подход.

         Обучение по учебнику должно успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учебной деятельности (это ответы на вопросы школьника "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается"), а также соответствовать современным стандартам.

        Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. Поэтому  изложение материала в учебнике должно помогать школьнику,  быть  не просто "зрителем", "слушателем", а стать настоящим "исследователем". Такая позиция определяет его заинтересованность процессом по знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию. В этом случае должно меняться место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не должен предъявляться в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а должен возникать  в процессе исследовательской  работы и часто завершать ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.

        Также на выбор учебника влияет и наличие заданий творческого характера. Причем  система специальных творческих заданий должна постепенно усложняться. Но в тоже время не следует приуменьшать внимание отработке навыков и умений, увлекаясь развитием,  творчеством. Авторы учебника не должны противопоставлять развивающие задачи образования его обучающим задачам.

         На мой взгляд, авторы  должны  учитывать индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. В учебниках должно быть предусмотрено дополнительное учебное содержание, которое поможет создать достаточно высокий эрудиционный  уровень обучения, обеспечив снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить),  и дать возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями, корректировать возникающие трудности. Тогда, учитывая темп деятельности ребенка, уровень его развития, будет создать ситуацию успешности каждого: очевидно, что один школьник получит результат сегодня, другой - завтра, а третий - послезавтра, но у каждого этот результат обязательно будет. При этом  сохранится устойчивый интерес к изучению любого предмета.

         В учебниках,  по моему мнению, особое внимание должно уделяется развитию учебно-познавательных мотивов. Этому могут способствовать  специальные рубрики. А также,  наличие в учебнике справочного материала будет интересно не только для детей, но и  для учителя  станет настоящей палочкой - выручалочкой.

        И, конечно же, любой учитель обратит внимание на методическое оснащение учебника, наличие рабочих тетрадей, мультимедийного сопровождения.

        Учебник должен помогать учителю воспитывать у детей желание и умение учиться.


    Зятникова Ольга Николаевна
    Учитель начальных классов
    МОУ "Половинкинская СОШ"
    Рубцовского района Алтайского края
    Просмотров: 830 | Добавил: petrovaG | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]