В последние годы начались серьёзные изменения в начальной школе. Всё большее внимание уделяется приоритетной цели начального образования - развитию младшего школьника, становлению его как субъекта той деятельности, которой он занимается в школе. При этом основная задача учителя использовать такие методы и формы организации обучения, которые бы положительно влияли на развитие личности ребёнка, сохраняя его индивидуальность.
Как же выбрать учебник, отвечающий всем современным требованиям?
Самое главное - учебник должен соответствовать основному принципу обучения: природосообразность, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Конечно же, любой учитель обратит внимание на логичность изложения материала, реализован ли научный подход.
Обучение по учебнику должно успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формирование основных компонентов учебной деятельности (это ответы на вопросы школьника "зачем я учусь", "что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу", "каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю", "каковы мои успехи и что у меня не получается"), а также соответствовать современным стандартам.
Обновление начальной школы означает переход с приоритета репродуктивной и инструктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской. Поэтому изложение материала в учебнике должно помогать школьнику, быть не просто "зрителем", "слушателем", а стать настоящим "исследователем". Такая позиция определяет его заинтересованность процессом по знания: ученик может выдвинуть свою гипотезу, выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию. В этом случае должно меняться место и роль образца (правила, способа, вывода и пр.). Он не должен предъявляться в начале познавательной деятельности как не подлежащий обсуждению, а должен возникать в процессе исследовательской работы и часто завершать ее, что дает возможность каждому ученику "открыть" для себя и сознательно принять научное знание.
Также на выбор учебника влияет и наличие заданий творческого характера. Причем система специальных творческих заданий должна постепенно усложняться. Но в тоже время не следует приуменьшать внимание отработке навыков и умений, увлекаясь развитием, творчеством. Авторы учебника не должны противопоставлять развивающие задачи образования его обучающим задачам.
На мой взгляд, авторы должны учитывать индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития. В учебниках должно быть предусмотрено дополнительное учебное содержание, которое поможет создать достаточно высокий эрудиционный уровень обучения, обеспечив снятие обязательности усвоения всех предъявленных знаний (ребенок может, но не должен это усвоить), и дать возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями, корректировать возникающие трудности. Тогда, учитывая темп деятельности ребенка, уровень его развития, будет создать ситуацию успешности каждого: очевидно, что один школьник получит результат сегодня, другой - завтра, а третий - послезавтра, но у каждого этот результат обязательно будет. При этом сохранится устойчивый интерес к изучению любого предмета.
В учебниках, по моему мнению, особое внимание должно уделяется развитию учебно-познавательных мотивов. Этому могут способствовать специальные рубрики. А также, наличие в учебнике справочного материала будет интересно не только для детей, но и для учителя станет настоящей палочкой - выручалочкой.
И, конечно же, любой учитель обратит внимание на методическое оснащение учебника, наличие рабочих тетрадей, мультимедийного сопровождения.
Учебник должен помогать учителю воспитывать у детей желание и умение учиться.