10, 15 и 17 марта 2010 года учителя химии образовательных учреждений г. Петрозаводска и Прионежского района Республики Карелия принимали участие в сетевом семинаре по теме «Химический эксперимент в обучении химии по УМК Д.М.Жилина», который был проведен издательством БИНОМ совместно с Центром Интернет-образования ГОУ РК «ИПКРО».
Автор УМК Д.М.Жилин, кандидат химических наук, доцент Московского института открытого образования, учитель химии школы № 192 г. Москвы представил идею авторской концепции, заложенной в УМК (от практики к теории), продемонстрировал и прокомментировал значимые химические опыты, познакомил участников семинара с возможностью использования журнала для лабораторных опытов и практических работ, дал информацию о новинках оборудования для кабинетов химии и возможности использования различных реактивов при проведении традиционного эксперимента.
Интернет-семинар проходил в интерактивном режиме с использованием технологии vidicor, в постоянном диалоге Дениса Михайловича с учителями школ. Лектор задавал вопросы участникам семинара, интересовался их мнением о значении химического эксперимента в обучении химии в школе. Учителя активно отвечали, обсуждали и задавали свои вопросы лектору. Диалог получился интересный, живой, полезный обеим сторонам.
Можно было задавать вопросы по электронной почте и после лекции, если такие вопросы появились позже. Д.М.Жилин очень оперативно на них отвечал. Например, были заданы вопросы:
Вопрос:
Возможно ли из раствора перманганата калия выделить его в виде кристаллов? Денис Михайлович ответил: «Возможно. Простейший вариант - налить раствор в чашку для выпаривания, накрыть фильтровальной бумагой и поставить в теплое, сухое хорошо проветриваемое место. Через несколько дней вода испарится, а кристаллы останутся в ступке (отдельный вопрос – отскрести их). Если хочется побыстрее - нужно упаривать. Поскольку нельзя перегревать (выше 200С марганцовка начинает разлагаться), упаривание нужно производить на водяной бане, масляной или песчаной бане. На водяной - очень утомительно. Лучше всего взять не очень мощную плитку, на нее поставить металлический поддон, в который насыпать песок, на него - чашку для выпаривания. Желательно следить при этом за температурой песка (термометром до 300-400С а еще лучше - термопарой типа той, которую я показывал на лекции).»
Вопрос:
Как добиться чистоты проведения опыта электролиза растворов иодида калия, сульфата меди (II)? (Ларионова Е.И. МОУ «СОШ № 2»).
Ответ: Я не очень понимаю, что означает в данном контексте "чистота". Если имеется ввиду, чтобы процессы проходили так, как они написаны в учебнике, то сульфат меди так и электролизуется. При электролизе иодида калия выделение иода мы наблюдаем, но а) наверняка там параллельно образуется иодат и б) анод достаточно быстро покрывается плотным слоем иода, который затрудняет дальнейший электролиз. Чтобы побороть образование иодата нужно разделять катодное и анодное пространство, но я этого никогда не пробовал. А что сделать, чтобы избавиться от осадка иода на электроде - не знаю сам. Может быть, анодное пространство перемешивать активнее, тогда иод будет растворяться в избытке KI. Если речь идет о том, чтобы при электролизе не разрушались электроды и не растворялся анод, то с этим я знаю только один способ борьбы: использовать графитовые электроды. В Москве я их делаю из щеток троллейбусов, которые можно зимой выпросить у водителей на конечных остановках (ибо б/у-шные щетки они просто выкидывают). Летом щетки у них бронзовые, так что торопитесь. Эти электроды я ножовкой по металлу пилил вдоль (требует сноровки, чтобы не откололось). Второй вариант - расковырять батарейки (которые на 1.5 В) и извлечь из них угольный электрод. Я когда-то это делал, но с таких электродов крошится уголь.
Вопрос:
Как удалить увлажнённость (воду) при разложении малахита, чтобы взвесить CuO при проведении практической работы "Определение массы продукта выхода реакции? (Манойлова Е.М. МОУ "СОШ№ 34").
Ответ: Пробирка затыкается ватой. В процессе разложения малахита пробирка регулярно прогревается по всей длине, и конденсат испаряется. Часть его переконденсируется на вате, вату потом убирают. На нее, конечно, садятся какие-то крупинки CuO, но очень мало.
Авторский УМК Д.М.Жилина вызвал интерес у участников семинара, появилось желание более подробно с ним познакомиться. Учителя так же отметили, что им понравилась работа на семинаре в интерактивном режиме.