Суббота
18.05.2024
12:21
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Архив записей
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Календарь
    «  Март 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » 2010 » Март » 2 » Учебник: проблема выбора или выбор проблемы
    10:49
    Учебник: проблема выбора или выбор проблемы
    02.03.2010

         В современном энциклопедическом словаре понятие «учебник» трактуется как «книга для учащихся и студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры, основной и ведущий вид учебной литературы».

         Встает вопрос: «А существуют ли в современное время учебники, которые удовлетворяют этой трактовке?». Вряд ли такие учебники есть в наличии. Так что выбор у нас небольшой. Это положение могло бы вызвать проблему, если бы учебников, удовлетворяющих этой трактовке было много. Таким образом, проблема выбора учебника практически сводится на нет. А вот выбор проблемы остается. Часть учебников переиздается ежегодно, причем переиздание идет, как правило, в худшую сторону: допускаются существенные ошибки, как авторами, так и при наборе; авторы учебников совершенно не прислушиваются к мнению о современных требованиях.

        Остановлюсь подробнее, на что я бы обратил внимание при выборе учебника:

    1.    Его стоимость. Почему в первую очередь стоимость? Да потому, что, сколько учащихся в классе смогут его купить, столько и будут заниматься. А что делать с остальными. В сельской местности родители получают зарплату мизерную и не могут себе позволить купить дорогие учебники. Им порой не хватает денег на подержанные учебники.

    2.    Прослеживается ли  автором учебника выдержанность линии и законченность. Если я в пятом классе веду уроки (к примеру) по учебнику под редакцией Виленкина, а в 6 классе автор не имеет учебника, то такой мне учебник явно не подойдет, даже если в пятом классе он очень хороший. В этом случае этот учебник может быть настольной книгой учителя, но не учебником для учащихся.

    3.    Наличие учебно-методической комплекса (УМК) по каждому классу и учебник, в который обязательно входили бы тематическое и поурочное планирование, тесты, ребусы, задачи-головоломки, исторические сведения. Причем тесты должны быть как на бумажных носителях, так и в электронном виде. А для этого тестеры должны подаваться либо на этих же дисках, либо приходить в качестве помощи школе в рамках ПНПО.

    4.    Материал в учебнике должен излагаться так, чтобы он был понятен ученику даже без помощи учителя. Вы спросите: «А зачем же тогда учитель?». А если ученик болеет, то он по этому учебнику может разобраться и сам. Кроме того, интересующиеся дети сами могут изучать материал и при желании проходить обучение экстерном с ускорением процесса обучения. 

    5.    Учебники должны быть красочно иллюстрированы, но иллюстрации должны быть в помощь ученику, а не служить просто иллюстрацией развлекающего характера.

    6.    Какой бы учебник не был взят на вооружение школы, он должен обеспечивать ученика знаниями в полном объеме так, чтобы при переходе в другую школу этот ученик не испытывал дискомфорта. Поэтому лучше всего было бы собрать лучших авторов учебников и предложить им создать единый учебник, отражающий все замечания учителей. Лучше бы если бы этот учебник и стал нашим другом и другом учащихся.

    7.    Авторы учебников начальной школы, среднего и старшего звеньев должны помнить о возрастных особенностях школьника, его интересах и запросах. А в связи с этим и оформление учебника должно быть таким, чтобы спровоцировать интерес у учащихся, а значит, и возможность учиться самостоятельно.

    8.    А вообще, какой бы учебник не существовал самый хороший, учитель творческий будет искать свои приемы как еще улучшить процесс обучения, чтобы сделать обучение для ребенка более легким. Я не хочу сказать, что нужно все свести на минимум знаний. Нет. Это совершенно не так. Легким в том смысле, что каждый из них будет браться за решение задания любой сложности и не из под палки, а с удовольствием, самостоятельно. А для этого надо понимать слова академика Павлова: «Студент это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Зажечь, увлечь учащихся своим предметом, вот главная задача учителя. А выбор учебника – это лишь средство для реализации поставленной цели. Я, например, при объяснении нового материала по математике работаю пол своей методике, которая с успехом подойдет под любой учебник. Пока в моей методике нет места тестам, так как считаю, что тесты не учат говорить, выражать свои мысли. При таком подходе дети становятся замкнутыми, черствыми, не учатся работать командой, группой. Но время требует, и придется все-таки вводить тесты. На сайте "Общественно-государственная экспертиза учебников"  уже поднимался вопрос по поводу учебников и   иллюстрации на их страницах. Многие считают, что учебник должен быть насыщен иллюстративным материалом. Я же считаю, что тогда он заметно «потолстеет» как в объеме, так и в стоимости. Иллюстрации можно и самому подготовить и проектировать их во время работы на уроке.

    Голинг Александр Владимирович
    учитель математики
    МОУ Боровихинская основная общеобразовательная школа
    Алтайский край
    Просмотров: 677 | Добавил: petrovaG | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]