Я хочу рассказать Вам о том, как иногда сложное на первый взгляд, оказывается простым и очень даже интересным. Смешно, не правда ли?
А вот два года назад, когда я пришла работать в школу и впервые взяла учебники биологии «Сонинской линии» в руки, мне так не показалось…ну очень уж сложными они мне показались… Но уже спустя год работы, на вопрос администрации: «Какой линии заказывать учебники», - я ответила однозначно, - только учебники линии Н.И. Сонина.
Для того чтобы четко определиться в своем выборе, я изучила и другие учебно-методические комплекты по биологии, используя следующие методы:
1. Описательный – охарактеризовала уже имеющиеся у меня учебники, как с положительной так и с отрицательной стороны, взвесив все за и против.
2. Информационный – нашла в интернете и других источниках информации заметки коллег о тех учебниках, по которым работают они, ознакомилась с результами опыта работы по разным образовательным линиям в области биологии.
3. Сравнительный – сравнила результаты собственной оценки учебников, с мнениями коллег и сделала выбор.
4. Экспериментальный – по-моему, данный метод имеет место при выборе учебника, но так случилась, что из-за маленького педагогического стажа мне пришлось работать всего лишь по одной образовательной линии.
Говоря о выборе учебников, нельзя не рассказать о проблеме, с которой я столкнулась в данном процессе. Оказывается, нет четких показателей для сравнения учебной литературы, вот на этом то этапе я и обратилась к своему, хоть и маленькому, но все же к опыту. И вот, что у меня вышло!!!
Предлагаю и Вам ознакомиться с моими
критериями выбора учебника.1.
Критерий соответствия федеральному компоненту государственного стандарта образования – считаю обязательным требованием, которому должен соответствовать любой учебник.
2.
Критерий формирования ключевых компетентностей учащихся.УМК Н.И. Сонина способствует:
- формированию информационной компетентности – ученик за счет ссылок на интернет ресурсы учится самостоятельно извлекать нужную ему информацию, по имеющимся опорным точкам пробует восстанавливать информацию текста, делает выводы на основании прочитанного, приводит свои аргументы за и против.
- формированию коммуникативной компетентности – на основании материала учебника ведет диалог, для которого чаще всего использует вопросы самоконтроля в конце параграфа, используя текст, готовит план для публичного выступления по теме.
- формирование компетентности разрешения проблем в основном происходит на старшей ступени, в учебниках по каждой теме определены проблемные области, учащиеся, используя текст учебника, уже имеющиеся знания, дополнительные источники информации пытаются решить данные проблемы
3.
Критерий научности и практической значимости. В линии Н.И. Сонина происходит усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии.
Практико-ориентированная направленность обеспечивается, с одной стороны, включением в текст материалов о хозяйственном, экологическом и медицинском значении изучаемых объектов, а с другой стороны, использованием вопросов и заданий, направленных на постановку простейших опытов, проведение наблюдений, работу с гербарными экземплярами, коллекциями и живыми организмами.
Важно и то, что знаниево-ориентированная направленность является основой старшей ступени образования, что необходимо для подготовки старшеклассников к ЕГЭ.
4.
Критерий целостного отражения науки.В учебниках данной линии поставлена единая проблема – объединения всех биологических законов. Учебники гласят о единстве живой природы, что немаловажно при формировании биологической картины мира.
5.
Критерий универсальности УМК.То есть учебники на все случаи, их можно использовать для:
- Подготовки к ЕГЭ – особенно важно то, что в КИМ используются изображения учебников линии Н.И.Сонина;
- Написания творческих работ – чаще всего интересные факты о живых организмах служат стимулом в выборе темы работы;
- Рефлексии (самоконтроля) – используются задания в конце параграфа;
- Составления терминологического словаря – значение терминов дано очень подробно и ясно;
- Уроков с использованием ИКТ, т.к. важной составляющей учебно-методического комплекта являются электронные издания. Их основу составляет набор готовых уроков-презентаций по материалам учебников, который сопровождается обширным дополнительным материалом.
Конечно, перечисленные критерии и методы выбора учебника – это всего лишь результат моего педагогического опыта и основаны только на моем мнении, а у каждого опыт свой и мнение тоже - в этом и суть «Свободы выбора».
Еще раз, проанализировав вышесказанное, я пришла к следующему выводу, что учебник – это свобода выбора, а «Мой учебник – это свобода моего выбора!»
Ермолаева Ксения Александровна
Алтайский край,
МОУ «Малиновоозерская средняя общеобразовательная школа»