Суббота
18.05.2024
16:43
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Архив записей
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Календарь
    «  Ноябрь 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    30
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » 2009 » Ноябрь » 20 » Учебник: проблема выбора или выбор проблемы
    11:45
    Учебник: проблема выбора или выбор проблемы
    20.11.2009

    "Повторяю, учитель и учебник — тот, кто учит, и то, по чему он учит — это и есть все; их выработать, создать или извлечь из-под закрывающего мусора ненужных учреждений, слов, регламентов — это и делать, есть то, после чего для организующей силы нечего."
    В. Розанов

         Российская школа, вся система образования переживает ответственный период изменений. Но, несмотря на эти изменения, главной чертой образования всегда была и остается проблемность. И среди них одна из таких сложных и важных – проблема школьного учебника.
         Сейчас этот вопрос часто поднимается педагогической общественностью, родителями посредством различных сетевых мероприятиях. Острой критике подвергаются различные аспекты теории и практики школьного учебника, а также отмечается, что в существенном улучшении нуждаются составление, отбор, издание учебников. И, на мой взгляд, существует вопрос  о необходимости пересмотра содержания, изложения основных целей, понятий, идей, раскрывающие законы развития общества, природы, учитывая современные инновационные достижения науки и техники в контексте мирового процесса развития человеческого сообщества.
         Чтобы разработать учебники нового поколения необходимо определиться с понятием учебника.

         Что собой представляет  учебник?
         Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Поскольку границы учебника оказались размыты по причине его интеграции с другими учебными пособиями и изданиями, такими, как практикум, задачник, справочник, хрестоматия, словарь, дидактическое пособие. Учебники представлены в многообразных формах: бумажный, электронный, гипертекстовый, мультимедийный, размещенный на различных социальных сервисах сети Интернет.
    Для определения понятия «учебник» обозначим  его функции.
         Учебник отличается двумя взаимосвязанными и определяющими функциями. Он является материализованным носителем содержания образования и одновременно организатором процесса усвоения этого содержания, в том числе и самообразование учеников. И та и  другая функция выполняются им в зависимости от представления автора как о содержании образования и его составе, так и процессе усвоения, его видах и этапах. Однако при более внимательном рассмотрении эти функции оказываются не столь, очевидны. Принято считать, что учебник - это книга или другой носитель информации, в которых содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образовательного процесса по определенному учебному курсу. Такое понимание спорно. Например, подлежит сомнению родовое утверждение в этой дефиниции, что учебник – это носитель информации.
         Свое развитие данная проблема получает при анализе соотношения учебника и образовательной среды. Крайней позицией здесь является отождествление учебника с образовательной средой, и как результат, последующее поглощение учебника этой средой, растворение его в ней. О такой перспективе все чаще косвенно или явно говорится на различных конференциях, посвященных образовательной среде, под которой чаще всего понимается только небольшая ее часть, представленная в учебно-методических комплектах, но некоторые ученые включают сюда также и средства обучения, и контроля и т.п. Ничто не мешает включить в образовательную среду и всю окружающую ученика действительность.
    Актуальным для построения дефиниции «учебник» оказывается выяснение связей и взаимодействий учебника и образовательной реальности, в которую кроме образовательной среды включаются субъекты образования, их деятельность и её результаты. Каким образом данные компоненты образовательной реальности находят или должны находить отражение в учебнике? Может ли, например, образовательная продукция ученика или учителя входить в состав учебника? Такое предложение оказывается вполне реалистично в случае, если учебник создается в электронной форме.
       
         Какими же могут быть пути конструирования учебника креативного типа?
       Один из них видится в совершенствовании традиционных учебников путём замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и вопросов на творческие и продуктивные. Материал учебника дополняется различными вариантами культурно-исторических решений рассматриваемых вопросов без явного предпочтения или выбора из них «правильного». Освещение изучаемых вопросов происходит с разных точек зрения и оставляет ученикам возможность выбора наиболее близкой позиции или собственного решения возникающего противоречия. Кроме того, содержание параграфов учебника должно быть приведено в соответствие с этапами образовательного процесса и различными ритмами: календарными, годовыми, недельными. Например, первый параграф по теме решает иные задачи, нежели заключительный, а главы учебника, изучаемые в начале учебного года излагаются не так, как те, которые отнесены ко времени завершения обучения. Соответственно в учебник включаются творческие задания, блоки целеполагания, самоопределения, рефлексии.
        
         И последний вопрос: Для кого пишется учебник - для учителя или для ученика?
         Вышеизложенное о функции учебников свидетельствуют, о предназначении учебника, как для учителя, так и для ученика. Учитель, имея перед собой полноценный учебник, формирует свое педагогическое сознание и раскрывает логику обучения. Это своего рода руководство для организации учебного процесса. Для ученика учебник - источник, содержание и инструмент усвоения учебного материала. Он является стартом для познавательной исследовательской деятельности учащихся. И если учебник соответствующим образом наполнен, он выступает в роли опережающего инструмента организации обучения.
        Идеальной формулой личностно-ориентрированного обучения должна быть следующая: каждому ученику – свой учебник. Вообщем-то, так оно уже и есть, каждому ученику выдается отдельная книга. Пусть даже это будет одна и та же книга для каждого ученика. Но эта книга не является и не становится уникальным личностным атрибутом ученика. В вышеприведенной формуле есть внутренний контекст понимания: свой учебник – это тот, который позволяет ученику проживать его по-своему, вносить в него своё смысловое содержание и понимание, перерабатывать и делать его уникальным в результате применения.

         PS:  Ученик 11 класса Попов Виталий, высказал свое мнение по поводу каким должен быть учебник. Он сказал, что, прежде всего он должен быть  тонким, иметь краткое основное содержание с набором полезных ссылок для более углубленного самостоятельного поиска и изучения материала. Так прав ли Виталий?


    Ажгельдиева Нагима Бисенгалиевна,
    методист, ст. преподаватель
    Астраханского института повышения квалификации и переподготовки
    Просмотров: 1263 | Добавил: petrovaG | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]