Суббота
18.05.2024
20:12
Категории раздела
Выбор учебника [6]
Опыт использования учебников [2]
Методист - учителю [3]
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » Статьи » Выбор учебника

    Дементьева Е.В. Ситуация выбора и использования учебников по биологии, природоведению и естествознанию в Республике Карелия
         В настоящее время проблема вариативного подхода в использовании УМК получила следующее развитие. Государственным стандартом общего образования определено введение профильного обучения на старшей ступени, развитие личностно ориентированного и деятельностного характера обучения, формирование ключевых компетенций у обучающихся. В таких условиях возникает потребность в более тщательном и осознанном выборе учебно-методических комплексов, наиболее соответствующих потребностям и возможностям школы, учителей, родителей и детей.
         Выбор УМК по предмету осуществляется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении. В настоящее время предложены УМК по биологии 5-ти завершенных авторских линий для основной школы:
    1)    Д.И. Трайтака (изд-во «Мнемозина»),
    2)    В.В. Пасечника (изд-ва «Просвещение», «Дрофа»),
    3)    Н.И. Сонина (изд-во «Дрофа»),
    4)    И.Н. Пономарёвой (изд-во «Вентана-Граф»),
    5)    А.И. Никишова (изд-во «Владос»).
         Есть также пока не завершённая линия А.А. Вахрушева в образовательной системе «Школа 2100» (изд-во «Баллас»). В 5-м классе возможно изучение природоведения или естествознания по учебникам указанных выше авторских линий, а также авторов, не представляющих целую линию: И.Ю. Алексашиной (естествознание, 5 класс), О.А. Бочковой (естествознание, 5 и 6 классы).
         В старшей школе обучение осуществляется на новом концентрическом уровне. Вместе с этим есть возможность изучать биологию на базовом и профильном уровнях или предмет «Естествознание» на базовом уровне. Для этого учитель может продолжить обучение на основе УМК тех же авторов, что и в основной школе (Д.И. Трайтака, В.В. Пасечника, Н.И. Сонина, И.Н. Пономарёвой) или перейти на обучение по другим авторским УМК. Например, есть учебники общей биологии базового уровня и другие составляющие УМК для 10-11 классов А.П. Пуговкина, Н.А. Пуговкиной (изд-во «Академия»), Д.К. Беляева (изд-во «Просвещение»). На профильном уровне можно использовать рекомендованный УМК Бородина П.М., Высоцкой Л.В., Дымшиц Г.М. и др. (изд-во «Просвещение»). Для изучения естествознания в 10-м и 11-м классах предлагается УМК И.Ю. Алексашиной (изд-во «Просвещение»).
         Таким образом, можно видеть, насколько разнообразен выбор учебной и учебно-методической литературы у учителя и, соответственно, у образовательного учреждения. Причем мы не указали некоторые УМК, которые войдут в перечень нового 2009/2010 учебного года. Каким же образом складывается ситуация с выбором и использованием УМК по биологии в Республике Карелия и какую роль при этом выполняет ГОУ РК «ИПКРО»?
         Как показывают результаты опроса учителей, проводимого в рамках курсов повышения квалификации, с момента начала модернизации системы образования большинство педагогов практически сразу и массово перешли на обучение по УМК авторской линии Н.И. Сонина. Некоторая часть учителей выбрала линии И.Н. Пономарёвой и В.В. Пасечника. В 10-11 классах многие достаточно долго использовали и сейчас уже в меньшем количестве, но продолжают использовать учебники Д.К. Беляева. При этом ГОУ РК «ИПКРО» постоянно оказывает методическую помощь по работе с данными УМК. Проводятся систематические консультирования на курсах повышения квалификации учителей биологии, на семинарах с участием авторов учебников и методистов, курирующих распространение авторских УМК по биологии. На таких встречах педагогам предлагаются методические рекомендации по работе с учебными комплектами, проводится обмен практическим опытом.
         Продвижение УМК И.Н. Пономарёвой в образовательные учреждения Карелии осуществлялось в первую очередь благодаря его апробации в 3-х пилотных школах г. Петрозаводска: МОУ гимназия №37, МОУ СОШ №14, МОУ СОШ №9. Все замечания и рекомендации, сформулированные учителями-апробаторами, были учтены авторами в последующих изданиях. Положительный опыт данной апробации послужил хорошим стимулом для перехода многих школ Карелии на УМК именно этой авторской линии. В результате сейчас по данному УМК работают 18 школ Карелии.
         Недавно в 2006/2007 и в 2007/2008 учебных годах в МОУ СОШ №9 им. И.С. Фрадкова г. Петрозаводска прошла апробация учебника «Биология. 10-11 класс (базовый уровень» авторов А.П. Пуговкина, Н.А. Пуговкиной. Участниками апробации были подготовлены отчётные аналитические материалы, которые были предоставлены авторам для использования в последующей доработке учебника. Педагоги МОУ СОШ №9 поделились своим опытом с учителями Карелии на семинарах под руководством ГОУ РК «ИПКРО». К данному УМК был проявлен интерес. Возможно, в ближайшее время некоторая часть учителей при изучении биологии в 10-11 классах на базовом уровне сделает свой выбор в пользу УМК А.П. Пуговкина, Н.А. Пуговкиной.
         К сожалению, УМК по биологии других авторских линий мало известны в регионе и не используются в образовательных учреждениях Карелии. Известно, что УМК авторов А.И. Никишова и Д.И. Трайтака отличаются хорошей структурой, грамотностью, интересными подходами и многими другими достоинствами. Тем не менее, они появились позже, долгое время были неполными, что негативно сказалось на выборе их учителями. Большинство образовательных учреждений адаптировались к работе по первоначально выбранным УМК, учителя приобрели ценный опыт, который не хотят терять.
         Есть и другие объективные причины, по которым линии других авторов не выбираются. Например, интересной представляется УМК А.А. Вахрушева в образовательной системе «Школа 2100». Принципы построения данного УМК способствуют организации обучения в соответствии с актуальными направлениями образования, определёнными существующим образовательным стандартом, а также в концептуальных основах планируемых стандартов нового поколения. Однако эффективность использования указанного УМК может быть достигнута только на основе реализации принципов преемственности и системного подхода в образовательном учреждении в целом. Это значит, что всё образовательное учреждение во главе с его руководителями должно перейти полностью на систему образования «Школа 2100», в рамках которой будет возможно осуществление принципиальных подходов в обучении, заложенных в УМК этой системы по всем предметам, в том числе по биологии. Это достаточно сложная задача, которая на данный момент может быть выполнена только в единичных общеобразовательных учреждениях Карелии.
    Решение другой проблемы – преподавание естествознания в старшей школе – возможно через трудоёмкий процесс переподготовки учителей, а также, по мнению самих педагогов, через доработку предлагаемого на данный момент УМК, которая позволила бы сделать его более доступным для восприятия школьниками.
         Таким образом, обзор ситуации выбора и использования УМК по биологии, природоведению и естествознанию в Республике Карелия позволяет сделать следующие выводы:
    1.    Учителям биологии предоставлен достаточно широкий выбор УМК, имеющих как очевидные преимущества, так и некоторые недостатки.
    2.    В Республике сложилась устойчивая традиция работы преимущественно по трём авторским линиям: Н.И. Сонина, И.Н. Пономарёвой, В.В. Пасечника. Распространение УМК других авторов затруднено.
    3.    Систематическая целенаправленная работа по распространению и методическому сопровождению УМК в Республике, построенная на взаимодействии ГОУ РК «ИПК РО», издательств учебной литературы, различных методических структур муниципального уровня и образовательных учреждений, способствует осуществлению целесообразного выбора УМК ОУ и организации эффективной работы с ним.
    4.    Для решения проблемы выбора и использования некоторых УМК по биологии требуется выполнение специальных условий.
         На основании вышеизложенного можно определить перспективы дальнейшей работы института по методическому сопровождению выбора и использования УМК по биологии.
    Должна быть организована более четкая система работы института с авторами учебников и их представителями, городскими и районными методическими службами, образовательными учреждениями Республики по методическому сопровождению выбора и использованию учебников. При этом предполагается плановое проведение семинаров и консультаций, отслеживание результатов работы, мониторинговые наблюдения за использованием УМК, публикации методических рекомендаций, накопление банка педагогического опыта по подходам в использовании УМК различных авторов, публикация опыта в различных изданиях.

    Категория: Выбор учебника | Добавил: petrovaG (01.09.2009) | Автор: Дементьева Елена Васильевна
    Просмотров: 2312 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]