Суббота
18.05.2024
19:55
Категории раздела
Выбор учебника [6]
Опыт использования учебников [2]
Методист - учителю [3]
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » Статьи » Выбор учебника

    Гавалешко С.В. Искусство выбора учебника: методы и критерии
          Как из всего многообразия учебников для начальной школы выбрать те, которые соответствуют всем требованиям современного общества? Кто-то скажет: «Зачем нужно так много внимания уделять качеству учебников, если развитие информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать учебный процесс интересно, наглядно и учебники могут отойти на второй план?» Уверена, что у книг есть ряд преимуществ. Во-первых, работа с «живой» книгой необходима, т.к. младшим школьникам свойственно воспринимать информацию через ощущения, и возможность держать учебник в руках вызывает у детей интерес к обучению (Если этот учебник «правильный», о чём мы поговорим позже). Во-вторых, не секрет, что за последние 10 лет в связи с массовой информатизацией общества резко ухудшилось состояние здоровья прежде всего у детей, и что самое печальное, в большей степени состояние психологического здоровья. В-третьих, возможность пользоваться учебником ограждает детей от потока ненужной и подчас опасной информации, которая бесконтрольно появляется во всемирной сети. Словом, существует ряд причин, по которым необходимо не отодвигать учебники на второй план, а более серьёзно подойти к вопросам экспертизы учебников, разработки критериев отбора учебных книг.

         Какими должны быть современные учебники? В связи с меняющимися потребностями общества, учебники, которые дают знания в готовом виде, должны перестать существовать. Цель создания учебника – научить детей самостоятельно добывать знания, обрабатывать информацию. Другими словами, учебник должен быть путеводителем по миру знаний. Для этого он должен соответствовать определённым требованиям. Безусловно, существующие критерии для занесения учебных книг в Федеральный перечень, такие как: соответствие Федеральному компоненту образовательного стандарта; научность; соответствие возрастным психологическим особенностям детей ,были и остаются основополагающими. Однако, мне как практику, приходится сталкиваться с некоторыми проблемами при работе с детьми, обучающимися по разным программам и учебникам, вошедшим в Федеральный перечень. Почему в наше время ситуация, когда ученик по каким-либо причинам вынужден перейти в другую школу, пугает родителей и не радует учителей? Потому что каждое учебное заведение, пользуясь правом выбора учебных программ и учебников, ставит ребенка, переходящего из одной школы в другую, в условия, когда ранее полученные знания и умения оказываются неправильными. Это создаёт стрессовую ситуацию для ученика. Приведу простые примеры. В одном учебнике по русскому языку согласные звуки [й, л, м, н, р] характеризуются как звонкие, а в другом - как сонорные. По одному учебнику –ть в глаголах неопределённой формы изучают как суффикс, а по другому - как окончание. В одних учебниках учат делить слова на открытые слоги (до-ска), а в других – на закрытые (дос-ка). И таких примеров много. Я считаю, что существует необходимость оценки качества учебников по такому критерию как открытость для обсуждения, т.е. понимание многообразия подходов к изучению науки и представление разных точек зрения. Это даст возможность ребёнку развиваться, рассуждать, выбирать и, конечно, избежать стрессовой ситуации при переходе на обучение по другим учебникам. Тогда свобода выбора учебников не будет отрицательно сказываться на образовательном процессе и здоровье детей.

         Ещё одна проблема, с которой сталкиваются учителя начальных классов – отсутствие у детей интереса к учебной книге, а, соответственно, и к работе с ней из-за скудного, некрасочного оформления. Иллюстративность – важный критерий отбора учебников для начальной школы, т.к. дети в младшем школьном возрасте мыслят образами. В некоторых учебниках, вошедших в Федеральный перечень, иллюстрации либо отсутствуют вовсе, либо представлены очень скудно; не имеют отношения к изучаемому материалу, тем самым не помогая, а мешая воспринимать информацию.

         Бывает, что ученики при выполнении заданий из учебника сталкиваются с некорректно поставленными задачами. Порой это ставит учителя в тупик, поскольку учитель, выявив этот недостаток в задании, должен найти правильное объяснение сложившейся ситуации, чтобы не подорвать доверие детей к учебнику. Одним из примеров тому может служить задача, взятая из учебника по математике для 3-го класса. «В бочке 40 л кваса. За час продали восьмую часть всего кваса, а ещё через час в бочке осталось 25 л кваса. Сколько кваса продали за 2 ч?» Зачем в задаче говорится о восьмой части кваса, проданной за час, если для ответа на вопрос задачи достаточно из первоначального объёма кваса вычесть остаток? В этой задаче присутствуют лишние данные, либо некорректно поставлен вопрос. Логичнее было бы спросить, сколько кваса продали за второй час. Соответственно, к критерию «научность», не лишним было бы добавить критерий корректность.

         Безусловно, как я говорила в начале, книга – важный элемент образовательного процесса, но в наше время развития информационно-коммуникационных технологий считаю целесообразным предложить такой критерий отбора учебников как наличие электронного приложения . Это подстегнёт многих авторов к созданию современной формы обучения детей, облегчит труд учителя.

        Подводя итоги, хотелось бы сказать, что свобода выбора учебников в современном мире – это двигатель прогресса в развитии образования. При правильном подходе к экспертизе учебников мы получим учебные книги, соответствующие Федеральному компоненту образовательного стандарта, научно обоснованные, соответствующие возрастным психологическим особенностям школьников, иллюстрированные, открытые для обсуждения, корректно составленные, оснащённые электронными приложениями в соответствии с современными требованиями общества. Тогда дети с радостью будут бежать на урок. А ни этого ли хочет любой родитель, автор учебника, педагог?!

    Категория: Выбор учебника | Добавил: petrovaG (28.10.2009) | Автор: Гавалешко Светлана Викторовна
    Просмотров: 2587 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]