Суббота
18.05.2024
17:53
Категории раздела
Выбор учебника [6]
Опыт использования учебников [2]
Методист - учителю [3]
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » Статьи » Методист - учителю

    Грубман Н.П. Какой учебник иностранного языка выбрать?
    Ежегодно в декабре на сайте МО РФ появляется нормативный документ «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Он состоит из двух разделов: учебники «рекомендованные» (законченные линейки) и учебники «допущенные» (линейки находятся в стадии развития). Каждый раздел в свою очередь подразделяется на три части: начальное общее образования (2-4 кл.), основное общее образование (5-9 кл.) и среднее (полное) общее образование (10-11 кл.). Внутри линеек (2-4 кл., 5-9 кл., 10-11 кл.) недопустимо переходить с одного учебника на другой и этим «ломать» линейку. Также не рекомендуется использовать УМК, предназначенные для другого типа школ и рассчитанные на другой учебный план.
    В Перечне, к сожалению, указываются только фамилии авторов, а не знакомые учителю названия УМК (Millie, New Millennium, Happy English.ru, Enjoy English, The World of English и др.). Некоторые авторы участвуют в двух-трех авторских коллективах, разрабатывают учебники, как для базового уровня, так и для школ с углубленным изучением предмета. Не все авторы одинаково хорошо знакомы учителям.  Наблюдается тенденция, когда авторы, разработавшие УМК для одной из линеек, собираются продолжить ее. Во время проведения курсов повышения квалификации в ГОУ РК «ИПКРО» слушатели имеют возможность познакомиться с электронной и «бумажной» версией Перечня, узнать, как он формируется, получить ответ на проблемные вопросы. 
    Учебник (УМК) нового поколения должен отвечать определенным требованиям. Умение оценить учебник – задача учителя. По мнению слушателей курсов, практикум «УМК нового поколения по иностранному языку: анализ, критерий оценки, опыт работы» необходим и очень полезен.
    В.П. Кузовлев в статьях, опубликованных в журнале «Коммуникативная методика» № 2, 3, 4, а также в Информационно-публицистическом бюллетене за 2008 год издательства «Просвещение», посвященном иностранным языкам, рекомендует соотнести содержание учебника с целью обучения, с условиями, в которых они будут реализовываться. От полноты их реализации будет зависеть качество обучения. Важно, обеспечены ли цели достаточным количеством упражнений, адекватны ли они. Есть ли разделы для самостоятельной работы и самооценки, разработаны ли контрольные работы в конце четверти года, как продумана система подготовки к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Есть ли материал для повторения в начале (конце) года? Как лексический (грамматический) материал «прокручивается» в других классах? Учебник должен закладывать основу для индивидуализации, готовить к диалогу культур, иметь связь с другими компонентами УМК, одним из которых является информационно-образующая среда (Интернет-поддержка УМК, учебные фильмы, электронные книги и программы и другие ресурсы), которая расширяет возможности УМК.
    З.Н. Никитенко, автор УМК по английскому языку для начальной школы, считает, что «главная функция учебника – воспитывающая и развивающая. Образование – это идеология, а учебник - это всегда проводник тех или иных ценностей. В зарубежных учебниках не представлена российская культура, и они недостаточно ориентированы на формирование у младших школьников способностей к диалогу культур, а также невысокий развивающий и воспитательный потенциал содержания и способов его освоения. Все это не дает возможности полноценной реализации современных целей начального образования, несмотря на аутентичность зарубежных УМК. Учитывая то, что в начальной школе закладываются основы всех способностей младших школьников и формирование личности бедующего гражданина нашей страны, его нравственных ценностей, учебники зарубежных издательств могут быть использованы как дополнительное, ресурсное средство. Необходим учет родного языка и осознанное владение детьми иностранным языком как средством межкультурного общения. Необходим новый, межкультурный подход, чтобы подготовить наших детей к жизни в поликультурном и многоязычном мире» (журнал «Иностранные языки в школе» №5, 2008 г.).
    При экспресс-анализе УМК следует посмотреть: достаточно ли текстов разных видов и жанров (обязательное включение литературных произведений, отрывков) и иллюстраций, планируется ли работа с графиками, диаграммами, таблицами, имеется ли система ссылок, мотивирующая учащихся к нахождению и использованию различных источников (в том числе и справочного отдела учебника), продуманы ли домашние задания, насколько дизайн учебника удобен для учителя и ученика и соответствует целям обучения.
    Учителю следует обратить внимание, в каком издательстве выходит учебник, по которому он работает, и постараться получить дополнительную информацию. Во время проведения курсовых мероприятий стало традицией подробно знакомить учителей иностранного языка с полезными Интернет-ресурсами. На сайтах издательств «Просвещение», «Титул», «Дрофа» (www.prosv.ru, www.titul.ru, www.drofa.ru), сайте «Первое сентября» (www.1september.ru), www.ege.edu.ru, www.fipi.edu.ru можно увидеть много полезной информации, которая поможет самостоятельно найти ответ на многие интересующие вопросы: о новинках продукции, новых и переработанных УМК, элективных курсах, программах, мультимедийных продуктах, аудио (видео) приложениях, конкурсах, дистанционных курсах для учителей, рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Есть возможность познакомиться с опытом работы учителей из других регионов и представить свой опыт работы и даже заказать авторский Интернет-семинар (издательство «Просвещение»). Можно бесплатно скачать аудиоприложения к УМК.
    Издательство «Титул» с 2002 года издает методический журнал «Английский язык в школе», который пользуется большой популярностью среди учителей. Кроме всегда актуальных нормативно-методических материалов, даются рекомендации авторов УМК этого издательства, освещается опыт работы, печатаются дополнительные материалы для уроков и внеклассной деятельности.
    Ежегодно на высоком уровне проходят Всероссийские и региональные семинары, которые проводят издательства «Просвещение» и «Титул» для методистов и учителей иностранного языка, на них выступают представители Министерства образования и науки РФ, авторы учебников, ведущие методисты, есть возможность обменяться мнениями с коллегами, познакомиться с новыми проектами и продукцией издательств. Так, успешно прошла и имела высокий резонанс серия семинаров «Новые технологии в обучении. УМК нового поколения. The World of English. Spotlight», которые организовали издательства «Просвещение», «Express Publishing», «CenterCom» в Карелии. Незабываемый международный семинар по УМК «Spotlight» прошел в Греции. На последнем Всероссийском семинаре («Титул») можно было познакомиться с новыми мультимедийными продуктами для интерактивной доски, узнать об открытии форума www.englishteachers.ru и грандиозных планах издательства.
    Сегодня ясно, что «идеального» учебника нет и не будет никогда. Участница одного из форумов написала: «Мне кажется, что это прекрасно быть влюбленным в какой-либо учебник, но время диктует жесткие требования и условия – прежде всего ЕГЭ и формирование компетенций. Если бы учебник не был бы действительно хорошим, мы бы по нему не работали. Другой вопрос, что хочется, чтобы он отвечал самым последним российским и международным требованиям и стандартам».
    Перечень на 2008-2009 учебный год только по английскому языку из раздела «рекомендовано» предлагает 8 учебников для начальной школы, 4 - для основной, 2 - для средней. Задача учителя - найти «свой» учебник и «свой путь» его реализации и при этом помнить, что учебник – не «панацея от всех бед». Результат обучения складывается из активного взаимодействия учителя и учащегося, правильно выбранного УМК, использования современных образовательных технологий и разнообразных ресурсов, в том числе и зарубежных, условий в которых идет обучение, заинтересованности и помощи администрации и родителей.  
     
    Категория: Методист - учителю | Добавил: petrovaG (01.09.2009) | Автор: Грубман Наталья Петровна
    Просмотров: 2736 | Теги: английский язык | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]