|
Суббота 18.05.2024 20:12 |
Контакты | 185001, Республика Карелия,
г. Петрозаводск,ул. Правды, 31
тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход |
Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников |
Хазова Л.В. Возможности учебников дидактической системы Л.В.Занкова в реализации интегративного подхода в обучении
В ряду педагогических терминов прочно занял свое место термин «интеграция». В переводе с латинского integratio – восстановление, восполнение, inteder – полный, цельный. Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как в уже сложившейся системе, так и в новой. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему. И.Ю.Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. Автор отмечает, что оценка значимости интеграционных процессов в образовании зависит от того, какой вклад они вносят в развитие интеллекта личности, в способность целостного восприятия и понимания мира, а также умения конструктивно решать проблемы разного уровня сложности. Задачей дидактической системы Л.В.Занкова является создание целостной картины мира средствами науки, литературы и искусства непосредственного познания Все учебные курсы данной системы построены на интегрированной основе. Литературное чтение является предметом художественного цикла, поэтому общая задача курса - гуманитарное развитие человека. В соответствии с этим авторы так формулируют цель курса: воспитать образованного читателя и чуткого слушателя, способного ориентироваться в мире культуры, различать художественные и псевдохудожественные произведения. Во 2-4 классе на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку, вот почему цель курса звучит так: ориентироваться в мире культуры. В основу курса русского языка заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык универсальное средство общения (кодовая система), речь-функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике. Язык усваивается не ради него самого, а как основное средство и способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Поэтому в обучении речевая деятельность неразрывно связана со средствами языка. Курс математики интегрирует знания по арифметике, алгебре, геометрии, истории математики и имеет практико-ориентированную направленность. В курсе «Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Сами за себя говорят подзаголовки курсов по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и «ручное творчество». Содержание учебников, построенное на основе надпредметной, межпредметной и внутрипредметной интеграции, создает фактические условия для решения одной из важнейших задач школы – формирования общеучебных (универсальных) умений. Эту задачу невозможно решить, если ребенок имеет дело с отдельными частнопредметными фактами и явлениями. Посредством учебников дидактической системы Л.В.Занкова формируются универсальные умения:
• интеллектуальные (учебники предлагают задания на анализ, синтез, группировку, классификацию, обобщение, выстраивание аналогий, которые направлены на развитие логического и вариативного мышления младших школьников) • коммуникативные ( предлагаются задания для обсуждения в классе, в паре, в группе) • организационные (умения планировать свои действия, работать по плану, анализировать полученный результат ) • контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля), состоящие в умении оценить свою работу с позиций: все ли выполнено, верно ли выполнено, и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя.
Задания, способствующие развитию общеучебных умений, нашли свое системное выражение в учебниках последнего поколения. Представляя разные стороны действительности, эти умения создают условия для индивидуализации обучения, включая в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим. В учебниках дидактической системы Л.В.Занкова изучение нового материала органично связано с многократным возвратом к ранее изученному, что позволяет создать в каждой новой теме новые взаимосвязи, новую систему знаний, способствуя прочному усвоению и нового материала и ранее изученного, поэтому отпала необходимость в проведении уроков повторения. Покажу это на примере учебника русского языка Н.В.Нечаевой (2-ой класс, тема «Имя существительное»: «Прочитай. Что это: скороговорка или считалка? Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?
Сеем рожь, овёс, пшеницу, Лук горох и чечевицу, Коноплю, гречиху, лён. Пусть росток выходит вон! Чтобы написать эти строки, потребовалось десять имён существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов. Отметь число и, род. Почему рифмуются слова лён, вон? Какие из заданий требуют письменного выполнения?» В этом многоаспектном задании - свою нишу найдет каждый ребёнок, так как задания затрагивают и фольклор как жанр литературы, разные разделы русского языка. Явления языка предстали перед второклассником целостно: в тесном переплетении цели речи, смысла слова и грамматических законов. Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Это чрезвычайно ценно для становления ученика, для воспитания волевых качеств, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании; для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного задания, работая со всем классом. Это создает ситуацию успешности на уроке для каждого ребенка. Следует отметить, что учебники включают материал трех разных уровней. К первому уровню относится материал, реализующий обязательный минимум содержания государственного стандарта образования. Ко второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к базовому, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий основы дальнейшего овладения курсом. К третьему уровню относится материал, направленный на расширение кругозора учеников. Такое построение учебного материала позволяет учителю умело организовать работу с детьми с разным уровнем обучаемости Мы согласны с мнением научного руководителя Федерального научно-методического центра имени Л.В.Занкова Н.В.Нечаевой: личностно-ориентированное образование должно быть прежде всего личностно-ориентированным в отношении учителя. Поэтому в дидактической системе Л.В.Занкова существует вариативность учебников. Учитель имеет право выбора учебников по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, трудовому обучению. Учебно-методические комплекты являются функционально полными: есть учебники, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы, дополнительная литература по предмету. Все это помогает учителю умело реализовать в уроке цели, задачи, дидактические принципы системы Л.В.Занкова , а в результате обучения видеть детей умеющих и жалающих учиться, эрудированных, коммуникабельных., умеющих решать различные жизненные проблемы, чутких, заботливых и внимательных. Надпредметння, межпредметная и внутрипредметная интеграция курсов дидактической системы Л.В.Занкова способствует повышению качества обучения.
|
Категория: Методист - учителю | Добавил: petrovaG (01.09.2009)
| Автор: Хазова Людмила Васильевна
|
Просмотров: 1575
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|