Суббота
18.05.2024
20:12
Категории раздела
Выбор учебника [6]
Опыт использования учебников [2]
Методист - учителю [3]
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » Статьи » Методист - учителю

    Хазова Л.В. Возможности учебников дидактической системы Л.В.Занкова в реализации интегративного подхода в обучении
         В ряду педагогических терминов прочно занял свое место термин «интеграция».   В переводе с латинского integratio – восстановление, восполнение, inteder – полный, цельный. Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну  из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как в уже сложившейся системе, так и в новой. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему. И.Ю.Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. Автор отмечает, что оценка значимости интеграционных процессов в образовании зависит от того, какой вклад они вносят в развитие интеллекта личности, в способность целостного восприятия и понимания мира, а также умения конструктивно решать проблемы разного уровня сложности. Задачей дидактической системы Л.В.Занкова является создание целостной картины мира средствами науки, литературы и искусства непосредственного познания Все учебные курсы данной системы построены   на интегрированной основе.  Литературное чтение является предметом художественного цикла, поэтому общая задача курса - гуманитарное развитие человека. В соответствии с этим авторы так формулируют цель курса: воспитать образованного читателя и чуткого слушателя, способного ориентироваться в мире культуры, различать художественные и псевдохудожественные произведения. Во 2-4 классе на уроках дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушают классическую музыку, вот почему цель курса звучит так: ориентироваться в мире культуры. В основу курса русского языка заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Язык универсальное средство общения (кодовая система), речь-функция языка, индивидуальное воплощение языка в конкретной практике. Язык усваивается не ради него самого, а как основное средство и способ деятельности, поведения и мышления, как знание этих способов, облеченных в языковую оболочку. Поэтому  в обучении речевая деятельность неразрывно связана со средствами языка. Курс математики интегрирует знания по арифметике, алгебре, геометрии, истории математики и имеет практико-ориентированную направленность. В курсе «Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях. Сами за себя говорят подзаголовки курсов по технологии «Твори, выдумывай, пробуй!» и «ручное творчество».
         Содержание учебников, построенное на основе надпредметной, межпредметной и внутрипредметной интеграции, создает фактические условия для решения одной из важнейших задач школы – формирования общеучебных   (универсальных) умений.  Эту задачу невозможно решить, если ребенок имеет дело с отдельными частнопредметными  фактами и явлениями.  Посредством учебников дидактической системы Л.В.Занкова формируются универсальные умения:
    •    интеллектуальные (учебники предлагают задания на анализ, синтез, группировку, классификацию, обобщение, выстраивание аналогий, которые направлены на развитие логического и вариативного мышления младших школьников)
    •    коммуникативные ( предлагаются задания для обсуждения в классе, в паре, в группе)
    •    организационные (умения планировать свои действия, работать по плану, анализировать полученный результат )
    •    контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля), состоящие в умении оценить свою работу с позиций: все ли выполнено, верно ли выполнено, и при необходимости скорректировать, самостоятельно поправить себя.
         Задания, способствующие развитию общеучебных умений, нашли свое системное выражение в учебниках последнего поколения. Представляя разные стороны действительности, эти умения создают условия для индивидуализации обучения, включая в активную учебную деятельность учащихся с разным типом мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим.
         В учебниках дидактической системы Л.В.Занкова изучение нового материала органично связано с многократным возвратом к ранее изученному, что позволяет создать в каждой новой теме новые взаимосвязи, новую систему знаний, способствуя прочному усвоению и нового материала и ранее изученного, поэтому отпала необходимость в проведении уроков повторения. Покажу это на примере учебника русского языка Н.В.Нечаевой (2-ой класс, тема «Имя существительное»:
         «Прочитай. Что это: скороговорка или считалка?  Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?

    Сеем рожь, овёс, пшеницу,
    Лук горох и чечевицу,
    Коноплю, гречиху, лён.
    Пусть росток выходит вон!
         Чтобы написать эти строки, потребовалось десять имён существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов. Отметь число и, род. Почему рифмуются слова лён, вон? Какие из заданий требуют письменного выполнения?»
    В этом многоаспектном задании - свою нишу найдет каждый ребёнок, так как задания затрагивают и фольклор как жанр литературы, разные разделы русского языка. Явления языка предстали перед второклассником целостно: в тесном переплетении цели речи, смысла слова и грамматических законов.  Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой.  Это чрезвычайно ценно для становления ученика,  для воспитания волевых качеств, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании;  для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос, ответил на другие в рамках одного задания, работая со всем классом. Это создает ситуацию успешности на уроке для каждого ребенка.
         Следует отметить, что учебники включают материал трех разных уровней. К первому уровню относится материал, реализующий обязательный минимум содержания государственного стандарта образования. Ко  второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к базовому, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий основы дальнейшего овладения курсом. К третьему уровню относится материал, направленный на расширение кругозора учеников.
    Такое построение учебного материала позволяет учителю умело организовать работу с детьми с разным уровнем обучаемости
         Мы согласны с мнением  научного руководителя Федерального научно-методического центра имени Л.В.Занкова Н.В.Нечаевой: личностно-ориентированное образование должно быть прежде всего личностно-ориентированным в отношении учителя. Поэтому в дидактической системе Л.В.Занкова существует вариативность учебников. Учитель имеет право выбора учебников по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, трудовому обучению.
         Учебно-методические комплекты являются функционально полными: есть учебники, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы, дополнительная литература по предмету.
     Все это помогает учителю умело реализовать в уроке цели, задачи, дидактические принципы системы Л.В.Занкова , а в результате обучения видеть детей умеющих и жалающих учиться, эрудированных, коммуникабельных., умеющих решать различные жизненные проблемы, чутких, заботливых и  внимательных.
         Надпредметння, межпредметная и внутрипредметная интеграция курсов дидактической системы Л.В.Занкова  способствует повышению качества обучения.

    Категория: Методист - учителю | Добавил: petrovaG (01.09.2009) | Автор: Хазова Людмила Васильевна
    Просмотров: 1575 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]