Суббота
18.05.2024
18:12
Категории раздела
Выбор учебника [6]
Опыт использования учебников [2]
Методист - учителю [3]
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » Статьи » Выбор учебника

    Санкина О.Ю. Учебники, которые мы выбираем
         Какие учебные пособия по русскому языку нужны ребенку младшего школьного возраста? Уточним, ученику не XIX  и XX, а именно XXI в. Современному ребенку, который растет в мире все возрастающего объекта информации, и в то же время ребенку, который проходит через начальный этап обучения русскому языку.
         В первую очередь, как и сто лет назад, конечно, учебник. Думаем, и через сто лет учебник не утратит своей роли в образовательном процессе. Даже сейчас, в век компьютера, научить русскому языку без компьютера можно, а без учебника нельзя. Для современного ребенка нужен не просто правильный, грамотный, хороший, но и современный учебник.
        Хороший учебник, как известно, это не только друг учителя, но и друг ученика. Можно выдвинуть 199 требований к хорошему учебнику, но главные требования остаются классическими: нужен учебник, который будет соответствовать, как уровню современной науки о русском языке, так и возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, следует уточнить лишь одно требование, которое в современных условиях общей неприязни к учебной литературе именно по русскому  языку в российской общеобразовательной школе является абсолютно обязательным: учебник русского языка обязательно должен не только содержать в себе необходимый программный материал и некую сумму тренировочных упражнений, но и воспитать у русского человека любовь (именно любовь!) к русскому языку. Да, современный малыш не очень любит читать. Да, современный малыш, как правило, не любит уроки русского языка и русский язык вообще. Тем  необходимее создавать, а в школе работать по учебникам, которые помогут понять русский язык, владеть русским языком и -  самое главное – воспитают любовь и уважение к русскому языку. Учебник для современного школьника обязательно должен быть любимым, иначе никакие благие намерения не воплотятся в реальные результаты, а так и останутся благими намерениями на страницах учебниках.
        Выдающийся отечественный лингвист Михаил Юрьевич Панов в 1987 г. Писал: «Все существующие учебники русского языка чрезвычайно отстали от современного научного уровня. Я глубоко убежден  в том, что после того, как настоящая наука придет в школу, изучение русского языка станет полезным и для ученика, и для учителя, который, начиная свою преподавательскую деятельность полным сил, с годами становиться схоластом, и догматиком. Во многом из-за того, что ему десятилетиями приходиться твердить одни и те же правила, заставляя детей бездумно повторять их.  Так можно загубить любой талант: и учителя, и ученика. А между тем русский язык – явление необычайное, постоянно меняющееся, заставляющее думать».
        Прошло  более  двадцати лет после слов, сказанных ученым. Пришла ли настоящая наука в школу? Появились ли действительно современные учебники русского языка, заставляющие учеников думать? Не заглублен ли ваш талант, уважаемый учитель? Раскрывают ли наши учебники русский язык как явление «необычайно загадочное и постоянно меняющееся»?
        В Российской Федерации 120 миллионов человек во время последней переписи населения назвали русский язык родным. От начальной школы во многом зависит, будут ли эти 120 миллионов уважать и любить русский язык. Или дети уйдут уже из начальных классов школы с твердым убеждением, что русский язык самый скучный и неинтересный предмет в русской школе, что изучать русский язык означает только одно – заучивать правила в рамочках, переписывать упражнения из учебника в тетрадь и писать бесконечные диктанты из словарных слов.
        Что важнее: научить каждого русского ребенка запоминать и переписывать или думать над  языком и творить на нем – писать, говорить, сочинять? Если вы, уважаемые коллеги, скажете, что учебников русского языка, по которым дети учатся только запоминать и переписывать, уже давно нет, то это не так. Есть, есть такие учебники, поэтому и продолжают вырастать поколения русских людей, не любящих родной – русский – язык.
        При выборе учебника, уважаемые коллеги, прислушайтесь к мнению неустанно сражающегося с «бездетной» педагогикой Ш.А.Амонашвили: Учебники не умеют по-дружески говорить со школьниками, помогать им, сочувствовать, радоваться вместе с ними, смеяться, поощрять их познавательные дерзания. Они так же хмурятся и грубят, такие же нудные, как иные учителя. Учебники не живут жизнью школьников, поэтому дети недолюбливают свои учебники, не берегут их, не дружат с ними. Тут все взаимно: какое отношение проявляют учитель и ученик к школьникам, таким же отношением отвечают они им».
        Нам кажется далеко не случайным, что, например, азбуки, буквари, учебники русского языка и математики в последние десятилетия начали создавать именно психологи. Они первыми почувствовали нарастающий конфликт учебника и ученика, первыми ощутили опасность продолжения кризиса и первыми попытались и пытаются спасти наших тонущих в море информации детей. Психологические попытки «подстелить солому», например, в учебники русского языка не всегда оказываются удачными с точки зрения лингвистики, и с точки зрения педагогики, однако именно психологи привлекли внимание специалистов и общественности к катастрофическому  положению с учебными пособиями в нашей массовой школе.
        Наши дети проживают с учебниками самую настоящую жизнь, а не просто учат по нему грамматические или орфографические правила и выполняют упражнения. И эта жизнь должна быть наполнена до краев тем содержанием, которое интересно, полезно, необходимо именно нашим малышам. Заметим, не просто полезно, важно, необходимо, но и интересно.
    В этом учебном году мы будем работать по УМК  по русскому языку  О.Л.Соболевой .Наш выбор не случаен. Посетив  авторский семинар О.Л.Соболевой по теме «Двуполушарный подход к обучению : практическая реализация в школьных учебниках» , решила использовать их в своей работе, надеясь что они помогут научить всех детей быть грамотными , привить  интерес  к изучению русского языка.
         Учебники созданы на новых психологических основаниях и содержат уникальные техники развития речи и обучения грамотному письму на основе «двуполушарного» подхода к обучению, суть которого состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно – художественному, что позволяет создать каждому ученику оптимальные условия для познавательной и учебной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей.
        Адаптивная методика О.Л.Соболевой прошла длительную апробацию в Карельском регионе. Методика и созданные на ее основе учебники апробировались в школах разного типа: в гимназиях и классах с гуманитарным уклоном, в общеобразовательной школе и в классах коррекции. Результаты апробации убедительно показывают актуальность и высокую эффективность новой методики.
        Эффективность обучения достигается  во многом благодаря принципиально новому подходу к развитию речи, новой концепции работы с орфографическим правилом, использованию ассоциативного алгоритма запоминания, специальной системе заданий по развитию орфографической зоркости учащихся.
        Впервые в школьные учебники введена система работы по развитию орфографической интуиции. Образы, работающие в этой системе, настолько яркие, что приемы интуитивного решения учебной задачи дети  переносят на другие предметы, в том числе математики.
        Впервые в структуру учебников включены и наглядные пособия: ассоциативные иллюстрации, интерпретирующие лингвистические понятия и явления и методически продуманные до мельчайших деталей, - это новая, эффективная наглядность для уроков русского языка.
        Идеи развивающего обучения приобретают в этих учебниках новую жизнь. Он ориентируют ребенка на интенсивное творчество, интеллектуальное и речевое, формируют свободное, продуктивное мышление, создают предпосылки для создания ребенком в процессе учебной деятельности новых образов и новых идей, предупреждают возникновение инерции мышления. Новые психологические основания, положенные в основу учебников, позволяют осуществить разгрузку учащихся не за счет примитивизации  содержания курса, а за счет оптимальной с психологической точки зрения формы предъявления учебного материала, т.е. за счет метода. При этом на первом плане оказывается и функция сохранения здоровья ребенка.
        Каждый из нас знает, что человеческий мозг имеет два полушария: одно из них связано с логическим началом, а другое – с образным, художественным. Путь к гармонии и полноценной жизни лежит через сияние этих начал. И остается только удивляться парадоксальному факту: практические все школьные учебники апеллируют только к логическому мышлению, только к левому полушарию. Но ведь так важно, так естественно и необходимо задействовать в процессе обучения резервы обоих полушарий мозга, в полной мере и в равной степени.
        И вот возникла идея, поначалу казавшаяся слишком смелой, - объединить логическую и ассоциативную методики, объединить не механически, а органично. Если одну и ту же тему изучать, выстраивая материал таким образом, чтобы он был обращен и к логике, и к художественному мышлению, возникает что-то вроде объемного видения. Это можно условно назвать «стереоскопическим эффектом». Процесс и результат обучения при этом качественно меняются: резко возрастает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков.
        Соединение  этих  двух  методик  позволяет создать качественно новую, адаптивную методику, способную помочь каждому ребенку максимально использовать резервы своего мозга и найти оптимальный путь для себя в процессе учения.
        Параллельное обращение к разным типам мышления ребенка в процессе изучения каждой темы – важнейший дидактический  принцип, который должен реализован в современных учебниках
        Ассоциативная методика – дело новое, чрезвычайно интересное и перспективное. Она предполагает систематическое употребление словесной и графической метафоры в учебном контексте. Другими словами, необходимы образ – слово и образ – картинка.
    Ассоциативная работа на уроке осуществляется в трех направлениях:
    -Непосредственное восприятие материала через образ – слово и образ – картинку.
    -Осознанное «разгадывание» ассоциаций автора учебника, художника и учителя.
    -Создание собственных  ассоциаций в изучаемой области
        Все это может показаться сложным только на первый взгляд. На сомом деле учиться таким образом очень легко и интересно.
        Эти учебники написаны для всех детей: с преобладанием логического мышления и с преобладанием образного, вундеркиндов, обычных детей и детей с задержкой интеллектуального развития. Все дело в том, что для одних детей они просто учебники, где много стихов, сказок и картинок, на которых все так прозрачно и доступно изображается, а для других – учебниками с многоплановыми и многоуровневыми иллюстрациями, текстами и заданиями.
    Вот эта картинка, вот на ней существительное, вот прилагательное, а вот это глагол, вот вопросы к ним, а вот это примеры. Можно этим и ограничиться. А можно изучать по такой картинке грамматические тонкости, сложные языковые явления и отношения в форме, доступной для младших школьников.
    Таким образом, учебники можно использовать в любом классе: с одной стороны, содержание материала и типы заданий ориентированы на высокий уровень процесса обучения и обеспечивает  серьезную лингвистическую и речевую подготовку учащихся, а с другой – форма представления материала обеспечивает доступность восприятия информации для всех учащихся, в том числе и для детей с относительно низким уровнем подготовленности.
    Кроме того, задания и теоретический материал поданы таким образом, что их можно использовать с разной степенью интеллектуальной нагрузки, и вообще учебный материал организован так, что отдельные задания, если они окажутся слишком сложными для ваших ребят, можно безболезненно пропустить, а позднее вернуться к ним или не возвращаться совсем.
    Итак, эти учебники – вариативные: по ним можно работать в классах с различным уровнем подготовки учащихся, используя разные пласты учебного материала, изучая его на разных уровнях глубины,  в разном темпе, по-разному деля материал на основной и факультативный.
    Выбор «своего» учебника русского языка, как и сто лет назад, - дело профессионала, учителя. Найти свой учебник означает найти себя, ведь каждый из вас, уважаемые коллеги, в конечном итоге работает именно « по себе, любимому»,  а вовсе не «по Занкову», «по Давыдову» или «по Репкину». Учитель выбирает на современном книжном рынке учебники русского языка для своих учеников.
           Чем определяется ваш выбор? Вашим образованием и опытом? Вашей методической позицией? Вхождение учебника в утвержденный Министерством образования и науки комплект? Доступностью учебника? Ценой? Наличием учебника  в школьной библиотеке, в книжных магазинах города? В любом случае это свободный выбор. И естественно, тот, кто выбирает, несет ответственность за свой выбор. Ответственность перед  детьми, перед самим собой, перед русским языком, наконец.
    Итак, современному ребёнку , ученику  21 века, на современном уроке русского языка нужен современный   учебник. И самое главное – ему ,как и сто лет назад , нужен Учитель, умеющий выбрать такие учебные пособия по русскому языку , которые помогут современному маленькому человеку понять и полюбить  язык своей  родной страны - русский язык.

    Категория: Выбор учебника | Добавил: petrovaG (28.10.2009) | Автор: Санкина Ольга Юрьевна
    Просмотров: 2309 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]