Суббота
18.05.2024
16:42
Категории раздела
Выбор учебника [6]
Опыт использования учебников [2]
Методист - учителю [3]
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » Статьи » Выбор учебника

    Виноградова О.Н. Учебник, который мы выбираем
    Как много учебников у педагогов:
    Баранов, Бабайцева, Греков, Чешко.
    Но что нам к ЕГЭ подготовить поможет?
    Выбор нам сделать не очень легко.

    Что предусмотрено нашей программой?
    Что выбирать для ребят мы должны?
    Львова? Баранова иль Власенкова?
    Долго ломали головы мы.

    Давайте начнём разбираться тихонько.
    Что будет доступней, решить мы должны.
    Давайте учебники мы полистаем,
    Давайте поставим все точки над и.

    Итак, давайте попробуем разобраться, какой учебник выбрать. Я в школе работаю вот уже 20 лет. Многое за эти годы поменялось. Но осталось единое требование к педагогу: научить ребёнка грамотно писать и грамотно говорить. А теперь наша задача – научить ребёнка не просто быть грамотным, но и подготовить его к серьёзнейшим испытаниям: ГИА в 9 классе и ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Не будем забывать про компетентностный подход к обучению.
    Конечно, педагогический опыт, талант, нестандартный подход к преподаванию позволяют справиться с этой задачей (мои дети вот уже несколько лет подряд успешно сдают ЕГЭ), но отрадно, когда и учебник в этом помогает.

    Какому же учебнику следует отдавать предпочтение?

    Выбор учебника сделать непросто,
    Об этом вам скажет любой педагог:
    Географ, историк и математик,
    Словесник, биолог и сам Господь Бог!

    Как же словесник задачу решает?
    Он изучает свой будущий класс:
    Программу читает, урок посещает,
    От этого много зависит у нас.

    Класс посильней, про Занкова наслышан -
    Можно Панова тогда предлагать!
    Иль Разумовскую пробовать стоит!
    Лучшего им не стоит желать.

    Мне ж достаются классы простые,
    Школа обычная, у нас не Лицей,
    Поэтому я выбираю Бабайцеву,
    С ней нам шагать всё ж веселей.

    Конечно же, я не стремлюсь веселиться,
    Учебник и этот не очень – то прост,
    Но мне он по нраву пришёлся, поверьте,
    Путь мой к нему был очень не прост.

    Когда –то давно мы Баранова брали,
    Это учебник на все времена,
    Здесь упражнения, схемы и правила,
    Есть сочинения, таблицы, задания,
    Вклейки, рисунки есть, алгоритмы,
    Но очень они для меня однотипны.

    Не очень хотелось мне изучать темы,
    Что вновь повторяются.
    Хотелось мне больше детей развивать,
    С Бабайцевой всё получается!

    Итак, я за учебники под редакцией В.В.Бабайцевой. Перечислю их:
    1.    «Русский язык. Практика. 5 класс» (составитель А.Ю.Купалова).
    2.    «Русский язык. Практика. 6 класс» (составители Г.К. Лидман-Орлова, С.Н.Пименова).
    3.    «Русский язык. Практика. 7 класс» (составители Г.К. Лидман-Орлова, С.Н.Пименова).
    4.    «Русский язык. Практика. 8 класс» (составитель Ю.С.Пичугов).
    5.    «Русский язык. Практика. 9 класс» (составитель Ю.С.Пичугов).

    Все эти учебники очень похожи, поэтому буду употреблять слово «учебник», подразумевая все эти учебные пособия (остановлюсь исключительно на этих учебниках).

    Чем же меня привлекает этот учебник? Ведь отношение к нему неоднозначное.
    Как я уже сказала, я работаю в общеобразовательной школе, где много самых обычных детей. Что это значит? Я должна выбрать учебник, который будет доступен всем, при работе с которым дети не будут испытывать сложностей (а усложнить задания и осуществить индивидуальный подход я всегда смогу). На мой взгляд, этот учебник закладывает хороший базовый уровень, помогает развивать ребёнка во всех направлениях. А ещё он направлен на развитие способного ребёнка и в то же время не даст потеряться в мире информации не очень способному. Говоря об учебнике, конечно, нельзя не сказать в целом о программе.

    Её «плюсы»:
    • изучение частей речи не дробится на составляющие, а рассматривается целым блоком, поэтому ученики имеют целостное представление о той или иной части речи;
    • изучение тем «Причастие» и «Деепричастие» предусмотрено в 7 классе, а не в 6 – ом (как по программе М.М.Разумовской), так как не все ученики способны воспринимать эти непростые глагольные формы (или части речи) рано;
    • а вот изучение темы «Лексика» очень мудро предусмотрено именно в 5 классе (в отличие от программы Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова), так как это помогает вести эффективную работу над СЛОВОМ, помогает развивать художественное воображение, применять проектные технологии (мы и словари делаем, и топонимикой занимаемся, и «Сборнички» создаём, и исследовательской деятельностью начинаем заниматься; важно эти способности формировать уже с 5 класса, это помогает развитию ребёнка);
    • хорошо и то, что первоначальные понятия о сложных предложениях, частицах, вводных словах, обращениях даётся в 5 классе, в этом возрасте они неплохо усваиваются детьми;
    • есть свои положительные стороны и в том, что программой предусмотрено выделение отдельного учебника «Теория» В.В.Бабайцевой и Л.Д.Чесноковой, в котором собран необходимый справочный материал, что помогает не забыть про орфограммы и пунктограммы, даёт возможность вспомнить изученное в более младших классах, подготовиться к экзаменам как письменным, так и устным; ребёнок может всегда решить проблемы, связанные с пробелами тех или иных знаний;
    • очень нравится, что по этой программе уделяется большое внимание развитию речи обучающихся, есть учебник Е.И.Никитиной «Русская речь», здесь настолько всё продумано (не буду говорить о нём подробно, это отдельная тема);
    • а ещё хорошо, что эта учебники по этой программе созданы и для обучающихся 10-11 класса, что немаловажно (имею в виду учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык. Сборник заданий. 10 – 11 классы»)

    А учебник в свою очередь имеет следующие положительные стороны.
    1. Эстетика оформления:
    •    очень нравится, что на форзаце отражены основные орфограммы и пунктограммы с помощью опорных записей, что помогает ребёнку вспомнить нужное правило;
    •    очень хорошо, что нет огромного количества картинок, которые будут отвлекать ребёнка. Это лишний раз напоминает им, что они уже взрослые.

    2. Аппарат учебника:
    •    в учебнике встречается очень много значков, условных обозначений; хорошо, что все они объясняются на определённой странице, так как многим ученикам (и родителям) приходится периодически вспоминать, что какой значок обозначает;
    •    есть наличие небольшого орфографического и толкового словарей, есть страничка «Говори правильно»; эти странички помогают вести кропотливую работу над умением правильно писать и говорить;
    •    есть рациональное зерно в том, что нет перед глазами материала, связанного с объяснением новой темы (он в учебнике «Теория»), это позволяет организовать работу так, что дети сами формулируют некоторые понятия, создают алгоритмы рассуждений;
    •    выделяются слова, которые необходимо запомнить.

    3. Система упражнений:
    •    нет заумных заданий, которые могут сформировать у некоторых детей комплекс неполноценности (усложнить задания, осуществлять индивидуальный подход – это уже задача учителя, заинтересованного в развитии талантливых детей);
    •    есть задания различного уровня, что тоже необходимо для детей различного уровня подготовки, есть задания на умение объяснить правильные написания, есть упражнения на умение вставлять пропущенные буквы или задания, связанные с умением правильно выбрать ту или иную букву;
    •    даются образцы выполнения некоторых упражнений, что просто необходимо для некоторых учеников, есть задания и для детей более способных («найдите лишнее», «составьте текст», «сгруппируйте», «закончите предложения» и т.д.);
    •    к упражнениям есть дополнительные задания, которые помогают не забывать про виды разбора;
    •    много упражнений, которые помогают вести работу над текстом («озаглавьте», «продолжите», «отредактируйте», «исправьте ошибки», «определите тему высказывания», «определите главную мысль», «определите тип и стиль речи» и т.д.);
    •    в начале многих тем есть такие упражнения, которые позволяют ребятам самим сделать некоторые выводы, что способствует развитию внимания, мышления, развивает логику и т.д.;
    •    очень нравится, что есть тексты, которые потом нужно писать под диктовку, это своего рода дидактический материал не только для учителя, но и для родителей, так как не все имеют дома необходимый дополнительный материал, эти упражнения также помогают работать над орфографической зоркостью;
    •    нет очень больших по объёму упражнений, которые помогают избежать монотонности в работе, однообразия заданий;
    •    большое внимание уделяется умению грамотно говорить, часто встречаются задания, которые нацелены на умение правильно использовать различные формы слов, организовать орфоэпическую работу.
    Выводы:
    • учебники под редакцией В.В.Бабайцевой хороши при работе с учениками разной степени подготовленности, особенно в обычных общеобразовательных школах;
    • они развивают ребёнка в разных направлениях;
    • система заданий помогает в комплексе работать над основными разделами русского языка («Фонетика», «Лексика», «Синтаксис», «Морфология» и т.д.), причём задания по всем этим разделам встречаются независимо от изучаемого раздела, что немаловажно для подготовки детей различного уровня к ГИА и ЕГЭ;
    • учебники подходят и для учителей с разным опытом работы, так как здесь есть упражнения самого разнообразного характера, которые помогают повторять все основные разделы русского языка в комплексе, избежать монотонности;
    • дети, занимающиеся по этим учебникам, имеют возможность для ликвидации пробелов знаний, так как весь теоретический материал собран в одной книге;
    • учебный комплекс помогает вести большую работу по развитию речи обучающихся, развивать их творческие возможности.

    Конечно, я остановилась исключительно на положительных сторонах этого учебника, чтобы объяснить, почему я выбираю именно его. Конечно, не всё меня устраивает, но я не берусь сейчас критиковать учебник(это тема другой работы), потому что из большого разнообразия учебной литературы и программ я выбрала его. Работаю по программе В.В.Бабайцевой уже больше 10 лет и готовлю ребят к ЕГЭ, где они показывают очень неплохие результаты.

    Главный вывод:

    Хотелось бы найти такой учебник,
    В котором будет все продумано до мелочей,
    В котором будут и картинки, и задания
    И для продвинутых, и слабеньких детей.

    В котором будут ребусы, таблицы,
    Олимпиадные задания подчас.
    В учебниках нам тестов не хватает,
    Поэтому мы так грустим сейчас.

    Конечно, много от учителя зависит,
    Подчас он без учебника работает совсем,
    Спешит придумать правила и алгоритмы,
    Ведь русский знать, конечно, надо всем!

    Есть много справочников, сборников заданий,
    Но не всегда их можно вовремя купить,
    Поэтому хотелось бы универсальной книги,
    Чтоб о проблемах можно было позабыть!

    Категория: Выбор учебника | Добавил: petrovaG (28.10.2009) | Автор: Виноградова Ольга Николаевна
    Просмотров: 2339 | Комментарии: 3 | Теги: выбор учебника | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]