Суббота
18.05.2024
20:57
Категории раздела
Выбор учебника [6]
Опыт использования учебников [2]
Методист - учителю [3]
Форма входа
Полезные ссылки
  • Общественно-государственная экспертиза учебников
  • АПК и ППРО
  • ГОУ РК "ИПКРО"
  • Ваше мнение
    Должен ли учебник готовить к ЕГЭ?
    Всего ответов: 67
    Поиск
    Контакты
    185001, Республика Карелия,

    г. Петрозаводск,ул. Правды, 31

    тел.(8142) 77-06-05, 57-40-90

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Карельский региональный центр открытого обсуждения учебников
    Главная » Статьи » Выбор учебника

    Лещева Л.А. Учебник: проблема выбора или выбор проблемы
         Как записано в Законе  РФ «Об образовании» учителю и образовательному учреждению предоставляется право выбора учебников из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и в тоже время выбранные учебники не должны идти в разрез с федеральным компонентом.  Но как сделать правильный выбор? Ведь необходимо учесть специфику класса, возможности учителя, наличие разработанного «под учебник» учебно-методического комплекта и еще много различных факторов. Модернизация образования, проводимая в нашей стране, вызвала появление множества новых УМК и перед учителями остро встает проблема выбора учебника. При выборе учебника учитель также должен помнить, что главное в современном образовании – развитие личности, умение применять полученные знания в реальной жизни, а не объем ЗУН.

         На мой взгляд, особенно остро эта проблема стоит перед учителями истории. Проблема выбора нужного учебника истории осложняется тем, что федеральный перечень включает более ста наименований учебников по этому предмету. Все их просто не под силу прочитать педагогу. Еще одна проблема, частая сменяемость учебников истории и их авторов. Перед учителем встает, на мой взгляд, проблема выбора учебника. С одной стороны Федеральный компонент, который рекомендует определенную образовательную линию с другой, те учебники, которые поступают в школу. Возьмем, к примеру, учебник «История средних веков» для 6 класса под редакцией М.Ю.Брандта (он соответствует федеральному компоненту), но, опять же, на мой взгляд, слишком перегружен информацией «Для тех, кто хочет знать больше». Текст учебника сложный, трудно запоминающийся, чем не угодил прежний учебник, трудно сказать. Я считаю, что учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков больше подходит к возрасту шестиклассников, по нему заниматься намного интереснее (об этом говорит многолетний опыт работы). Или еще один пример, учебник «История России с древнейших времен до XVI века» и «История России XVII-XVIII вв.» под редакцией Т.В.Черниковой. Кто занимался по этим учебникам, меня поймет, по сложности текста он подходить больше к учащимся 10-х классов, а не для 6-7-х классов (я своим ученикам иногда его рекомендовала для подготовки к ЕГЭ), а данный учебник тоже есть в перечне Федерального компонента. На кого рассчитаны эти учебники? Неужели, по мнению автора учебников по истории России, в школах все дети «вундеркинды»?

          К великой нашей радости мы смогли перейти на учебники под редакцией Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. для учащихся 6-7 классов. Учебники красочные, не перегружены лишней информацией, много исторических документов, интересные вопросы и задания. Я вижу, что ребятам нравится учить историю. Вот такими и должны быть учебники, по которым хочется заниматься, узнавать больше.

          Возьмем профильное обучение.  Для этого в идеале, на мой взгляд, подходит учебник Н.В.Загладина «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» для 10 класса и «Всеобщая история: конецXIX – начало XXIв.» для 11 класса, издательство «Русское слово». В 10 классе успешно отзанимались по этому учебнику, по логике нужно дальше выдерживать данную образовательную линию, но нет. Перед нами опять встала проблема выбора. Получилось так, что приобрести учебники для 11 класса именно этой линии мы не смогли. Поставщики учебной литературы утверждают, что выпуск данного учебника прекращен. Были приобретены совершенно новые учебники под редакцией А.И.Уткина и А.В.Филиппова (учебник почему то начинается с 1945 года), а как же первая половина XX века? А Великая Отечественная война, которую подают в учебниках итак в сжатом варианте?  Спрашивается, зачем тогда профильное обучение, если, во-первых, выбрать учебник сложно, во-вторых, зачем тогда профильное обучение, если учебник один и тот же для всех классов, как для углубленного изучения, так и для других профилей? Я ничего не имею против нового учебника, он  интересен,  удобен и для учителя и для учащегося,  мотивирует на самостоятельную и исследовательскую работу, что как раз соответствует современным требованиям. Именно таким, на мой взгляд,  и должен быть современный учебник и именно такими критериями нужно руководствоваться при выборе учебника. Я не сторонник того, что должен  быть один-единственный основной школьный учебник, нет, наоборот считаю, что учебников должно быть несколько (но не более ста наименований как сейчас). Может действительно лучше предоставить право выбора учебников образовательному учреждению и учителю-предметнику, а тем, кто составляет учебники, необходимо учитывать возможности большинства учеников, а не исходить из собственных. Учебники должны быть такими, по которым хочется заниматься, а не лить горькие слезы над непонятными и сложными заданиями. Это мое мнение, и думаю, многие учителя со мной будут согласны.

    Категория: Выбор учебника | Добавил: petrovaG (28.10.2009) | Автор: Лещева Лариса Анатольевна
    Просмотров: 2223 | Теги: выбор учебника | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]